Техника "Звуковые образы"

Описание:
Техника «Звукообразы» может использоваться для диагностики психоэмоционального состояния, выражения эмоций, изменения эмоционального состояния, снятия блоков и возобновления ресурсов организма.
Категория техники:
Изменения через слова
Время:
10 минут
Зачем:
Техника «Звукообразы» может быть использована:
- для диагностики психоэмоционального состояния;
- как способ выражения эмоций;
- для изменения эмоционального состояния;
- для снятия телесных и эмоциональных блоков;
- для возобновления ресурсов организма.
Как это работает:
Каждый звук алфавита и созданный на его основе звукообраз выражают определенное эмоциональное состояние и соответствуют генетически заложенной оптимальной программе реагирования на ситуацию. Следуя этой программе, организм и иммунная система понимают, как гармонично распределить энергию. У каждого человека есть собственная оптимальная программа, она зависит от генетики его рода и от задач, актуальных на данном жизненном этапе.
Упражнение звукообраза моделирует ту или иную эмоциональную ситуацию и позволяет человеку творчески проявить себя в ней через звучание, дыхание, движение, возникающие эмоции и образные ассоциации. Каждый звукообраз раскрывает эффективные способы действия, адаптации, реакции на жизненные ситуации, которые хранятся в коллективном бессознательном и закодированы с помощью звуков языка.
В процессе воспроизведения звукообразов можно познакомиться с самим собой, увидеть свои привычные стратегии и узнать новые способы реагирования на жизненные события. Упражнения выполняются по общей схеме, но каждый человек ищет свой баланс и соответственно использует именно те звуки, которые нужны ему на данном этапе.
Ключевой принцип работы техники — это принцип удовольствия. Когда человек ощущает эмоцию радости, яркий инсайт, он понимает: «Получилось!», — а после этого стремится вновь повторить и сделать это ощущение постоянным — осознать счастье жить и реализоваться по неповторимой программе своей индивидуальности.
Алгоритм выполнения:
Звукообраз «А» (радость)
Упражнение прекрасно диагностирует способность радоваться, снимает напряжение, улучшает настроение. При выполнении звукообраза «А» приходит осознание: «А умею ли я радоваться или не очень?», «Что мешает мне радоваться жизни сегодня, прямо сейчас?» Терапевтически затрагивает сопутствующие темы: самопринятие, доверие миру, способность к позитивной коммуникации.
- Встаньте прямо, голова поднята, ноги на ширине плеч. Руки согните в локтях на уровне груди. Полусогнутые пальцы рук слегка соприкасаются тыльными поверхностями концов пальцев.
- Представьте прекрасный пейзаж, который вызывает бескрайнюю радость и восхищение. Такой вид, при котором хочется сказать себе и другим: «Как же прекрасен мир, как я люблю его, как я рад(а), что родился(-ась) и вижу это!» Или представьте образ праздника и исполнение русского народного танца. Растягиваются меха гармошки, танцующие чинно выходят в круг, широко разводя руками: «Ах, калинка-малинка, калинка моя...»
- Мягко разведите руки от середины груди в стороны: сначала на уровне плеч, постепенно поднимая вверх. Одновременно с движением сделайте вдох и на выдохе произнесите «А». При произнесении звука широко открывайте рот, не напрягая язык и губы. Звук должен быть легкий, эмоционально расслабляющий. Воздух не добирайте: сделайте один вдох и звучите, сколько хватит дыхания. Повторите 3 раза.
Звукообраз «Б» (боевитость)
Это упражнение дает психологическое разрешение на боевитость, даже агрессивность, ловкость, способность заявить о себе, умение отстаивать свои позиции. Осуществляется профилактика и терапия подавления стремления к свободе. Этот звукообраз прекрасно работает при необходимости выхода скрытой подавленной агрессии, для раскрепощения, в работе с гневом.
- Встаньте так, чтобы вам было удобно бросать воображаемые предметы. Представьте, что перед вами лежит куча снежков, мячей или каких-то других предметов, которые можно бросать. Можно предварительно подготовить реальные «снаряды», скомкав для этого листы бумаги. Это упражнение также можно выполнять на прогулке, бросая со звуком «Б» реальные снежки, мячики или камешки.
- Имитируйте бросание воображаемого предмета одной или при желании двумя руками. Звук «Б» воспроизводите именно в момент броска, с активным диафрагмальным выдохом, когда губы резко выталкивают воздух. Чтобы произнести звук «Б», сомкните губы, как бы создавая себе некую преграду, а потом струей воздуха из губ вы эту преграду преодолеваете. Один бросок сопровождает один звук «Б». Можно выполнять столько «бросков», сколько захочется.
-
Другой вариант работы со звукообразом «Б». Имитируйте руками движения барабанщика, сопровождая их звуками «Бум! Бум! Бум!» Для работы с детьми можно использовать стихотворение Григория Виеру:
С барабаном ходит ежик. Бум-бум-бум! Целый день играет ежик. Бум-бум-бум! С барабаном за плечами. Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Звукообраз «Т»(настройка внутренних ритмов)
Звукообраз «Т» возвращает к естественным эффективным биоритмам тела, генетически заложенным еще до рождения (сердечный ритм, менструальный цикл у женщин; оптимальные часы приема пищи, сна и т. п.). Это упражнение помогает получить разрешение следовать своей природе, энергетически закрываться от негатива и защищать свои личные границы.
- Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Руки, согнутые в локтях, приведите к середине груди.
- Представьте ритмы природы, например движение весеннего сока под корой дерева. Можно представить ритмы движений работающего инструмента или движение парохода по реке, образ дороги — движение к горизонту.
- Ритмично двигайте согнутыми руками перед грудью: в стороны — назад, сближая лопатки, и навстречу друг другу впереди, одна чуть выше другой. Движения постепенно ускоряются и замедляются по угасающей частоте. Обращайте внимание на синхронность, постепенную смену тонуса и ритма движения. Сделайте вдох и на выдохе произнесите звук «Т», с малой глубиной дыхания и задержкой на фазе выдоха. Воздух во время упражнения не добирайте. При таком дыхании нужно «приобрести ритм». Звук «Т» выдыхайте, не тяните его. Должна получиться череда коротких выдохов со звуком «Т».
Звукообраз «Ц»(внутренний покой)
Звукообраз «Ц» помогает освободиться от потока мыслей, погружает в тишину внутреннего пространства, дает ощущение безопасности, защищенности пребывания в мире. Выполнение этого упражнения дает эффект глубокой релаксации, очищения, успокоения.
- Примите удобную позу сидя или лежа. Руки можно положить на верхний отдел груди, на подключичную область. Закройте глаза.
- Представьте, что вы погружаетесь в свою самость, ваш взгляд направлен внутрь себя.
- Сделайте спокойный, комфортный вдох и на длинном выдохе произнесите «растягивающийся» звук «Ц».
- Метод ЦПТ. Веб-публикация: https://www.method-tcp.ru/glavnaya [17:05:2020].
- Поспелова М. В. Целебная творческая психолингвистика. Практическое применение. — М.: Психотерапия, 2015.
- Семенова А. И. Искусство творческого самосознания. Звуковая дыхательно-эвритмическая гимнастика саморегуляции. — М.: Макс-пресс, 2002.
- Семенова А. И. Универсальная основа целебной творческой психолингвистики. Ее истоки, перспективы, рабочие технологии метода. Антология российской психотерапии и психологии. — М., 2017.
- Семенова А. И. Философия и методология психолингвистической психотерапии // Вопросы ментальной медицины и экологии. — 2010. — № 4.
- Семенова А. И. Экологическая философия и методология психолингвистической психотерапии // Психотерапия. — 2011. — № 4.
- Семенова А. И. Универсальная основа целебной творческой психолингвистики. Ее истоки, перспективы, рабочие технологии метода // Антология российской психотерапии и психологии. — М., 2017.
- Метод ЦПТ. Веб-публикация: https://www.method-tcp.ru/glavnaya.