Техника "Модель изменения через метафоры"

Описание:

Техника «Модель изменения через метафоры» позволяет легче выражать новый опыт, исследовать неосознаваемые мотивы, отстраниться и по-новому увидеть проблему.

Категория техники:

Изменения через слова

Время:

10 минут

Зачем:

При помощи метафор можно:

  • легче выразить новый опыт — настроения, чувства, впечатления (экспрессивная функция);
  • исследовать неосознаваемые мотивы, паттерны поведения, потому что раньше не было модели для их объяснения (диагностика);
  • помочь в самопознании с помощью более экологичных (безопасных) оценок;
  • отстраниться и по-новому увидеть проблему со стороны (диссоциация);
  • облегчить описание и объяснение различных явлений, теорий, психологических законов (пояснение);
  • подсказать направления для последующего развития и личностной трансформации;
  • получить доступ к бессознательному и его ресурсам;
  • наблюдая за тем, какие слова вы используете для описания проблемы, лучше понять собственную модель мира.

Как это работает:

С деятельностью недоминантного (для большинства людей) правого полушария мозга связано смысловое и образное мышление, поэтому именно оно используется для интерпретации метафор. Например, когда мы слышим какую-либо метафорическую историю, ее раскодированием занимается именно наше правое полушарие. Рассказанную историю мы неосознанно ассоциируем с собственными переживаемыми ситуациями и внутренними конфликтами, и затем, благодаря доступу к бессознательному и его ресурсам, находим новое решение для волнующей нас проблемы{11}.

Метафора — это мощный инструмент работы и в тех случаях, когда нам мешают ограничивающие убеждения. Примером такого убеждения может служить выражение: «У меня нет способностей к учебе» (без уточнения, к чему именно и каких способностей не хватает). Применение метафоры позволяет наглядно показать, что такое убеждение является результатом обобщения, искажения и упущения («карта не есть территория»). А следовательно, чтобы стать более точным и полезным для жизни, оно должно быть переформулировано.

Алгоритм выполнения:

  1. Сбор информации

    А. Для начала закончите следующие предложения:

    «Реальность похожа на...»

    «Жизнь — это...»

    «Общество — это...»

    «Опыт — это...»

    Отмечайте все образы, идеи, понятия, ассоциации, которые приходят вам в голову.

    Б. Сформулировав свои метафоры, уточните их, ответив на следующие вопросы:

    Есть ли в этих образах что-то похожее?

    Понравились ли мне эти образы? Если да, то почему?

    Почему возникли те или иные образы?

    Что привело меня к нынешним образам?

  2. Изменение восприятия (переход к активным действиям)

    Во второй части психотехники придумайте действие (глагол), описывающее наиболее подходящее движение для вашего образа. Для этого снова попытайтесь ответить на вопросы:

    Что там происходит?

    Как эта метафора описывает мою жизнь?

    Как нужно изменить метафору, чтобы достигнуть целей, к которым я стремлюсь? Например, если в первой части вы описывали себя как автомобиль без мотора, то теперь вам бы подошла метафора «Мерседеса с мощным двигателем, который рвется вперед».

    Вы также можете использовать глаголы движения, такие как «открывается», «течет», «развивается», «расширяется», «окружает», «тает», «впитывает», «извлекает» или другие.

  3. Принятие и интеграция

    Возвращаясь к вышеописанному примеру, подумайте, что вы получите, если будете думать о себе как о «мерседесе с мотором»? Какие будут в этом случае последствия? Например, вы можете выбрать менее мощный, семейный автомобиль или вообще другое транспортное средство. Выделите сильные и слабые стороны вашего образа.

    Продолжайте исследовать придуманную вами метафору, обозначающую ваше идеальное «Я», которое вызывает у вас радость и увлечение. Сформулируйте шаги, необходимые для достижения этого образа.

    Данную психотехнику можно использовать как самостоятельный инструмент для работы, так и в совокупности с другими психотехниками НЛП (и не только НЛП).

Дополнительные упражнения:

  • Упражнение «Если бы я был(а)»
Почитать больше о технике:
  • Бендлер Р. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. — М.: АСТ, 2019.
  • Ковалев С. В. Нейропрограммирование успешной судьбы. — М.: Твои книги, 2016.
  • О'Коннор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. Веб-публикация: http://www.lib.ru/NLP/nlp.txt. [17.05.2020].
  • Шевцова И. 60 авторских упражнений для тренингов. Идеи для творческого использования. Веб-публикация: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0% [22.04.2020].
  • Шерман Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Руководство. — К.: Класс, 1997.
  • Янг, Питер. Метафоры и модели изменения. Постигаем искусство НЛП. — М.: Эксмо, 2003.
Рекомендуем прочитать:
  • Бендлер Р. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. — М.: АСТ, 2019.
  • Ковалев С. В. Нейропрограммирование успешной судьбы. — М.: Твои книги, 2016.
  • О'Коннор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. Веб-публикация: http://www.lib.ru/NLP/nlp.txt. [17.05.2020].
  • Шевцова И. 60 авторских упражнений для тренингов. Идеи для творческого использования. Веб-публикация: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0% [22.04.2020].
  • Шерман Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Руководство. — К.: Класс, 1997.
  • Янг, Питер. Метафоры и модели изменения. Постигаем искусство НЛП. — М.: Эксмо, 2003." "Кэрролл, Льюис. Алиса в Зазеркалье. — М.: Эксмо, 2019.
  • Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личностного мастерства — М.: Версия, 1997.
  • Бендлер, Ричард, Гриндер, Джон. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. — М.: АСТ, 2019.
  • Янг П. Метафоры и модели изменения. Постигаем искусство НЛП. — М.: Эксмо, 2003.
  • Korzybski A. Science and Sanity: An Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics. — Institute of General Semantics, 1994.
  • Стендаль. О любви. Дневники. — М.: Т8, 2021.
  • Ковалев С. В. Нейропрограммирование успешной судьбы. — М.: ИП Пирогов С.А., 2021.
  • Стюарт, Вильям. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. — М.: Класс, 1998.