Техника "Развитие субдоминантной руки"

Описание:

Техника «Развитие субдоминантной руки» помогает развивать интуицию, творческое мышление, улучшать нейропластичность мозга и работать со своими чувствами.

Категория техники:

Изменения через процессы

Время:

10 минут

Зачем:

Развитие субдоминантной руки можно использовать как технику тренировки мозга, позволяющую:

  • развивать интуицию, творческое мышление;
  • улучшать внимание и память;
  • развивать нейропластичность мозга;

А также как психотехнику, направленную на:

  • высвобождение внутреннего ребенка;
  • избавление от негативного отношения к себе;
  • эффективную работу со своими чувствами.

Как это работает:

Давно известно, что преобладание одной руки — правой или левой — связано со специфическими функциями полушарий головного мозга: левое полушарие контролирует правую сторону тела (руководит работой правой руки, ноги, глаза), а правое — левую сторону и управляет, соответственно, левой рукой, ногой и глазом.

При этом правое полушарие является центром образного мышления, воображения и креативного восприятия. Левое же, в свою очередь, отвечает за речь, письмо и логику, а также за наиболее древние формы общения: язык криков, жестов, гримас, объятий, прикосновений и поз. Другими словами, «левое полушарие смотрит на мир с точки зрения выживания», а «правое полушарие видит взаимосвязи между всеми живыми существами».

Такая система позволяет обоим полушариям одновременно выполнять разные функции. При этом у каждого из нас доминирует только одно полушарие (так называемая межполушарная асимметрия мозга) — в основном левое.

и, натренировав одно полушарие нашего мозга, мы можем стать более умелыми». Ученые из Рурского университета пришли к выводу, что латерализация (асимметрия) функций головного мозга служит нескольким целям, в том числе перцептивной специализации, — чем сложнее задача, тем полезнее иметь специализированную область для ее решения, — и моторной специализации: «Мы управляем руками,и, натренировав одно полушарие нашего мозга, мы можем стать более умелыми».

В любом случае умение пользоваться не доминирующей рукой — прекрасный способ развить новые нейронные связи и новые способности, а значит, повысить нейропластичность мозга.

Алгоритм выполнения:

  1. Возьмите ручку или карандаш другой рукой (не той, которой вы обычно пишете). Напишите свое имя (можно печатными буквами). Не думайте о том, насколько аккуратной и разборчивой получится запись.
  2. Продолжайте писать субдоминантной рукой. Теперь опишите свои ощущения при письме этой рукой. Не думайте об орфографии, грамматике, синтаксисе и выборе слов.
  3. Прочтите, что написали. Затем переключитесь на доминантную руку и опишите свою реакцию на написанное вспомогательной рукой. Что вы чувствовали при этом? Понравился ли вам такой способ письма? С какими мыслями или чувствами вы при этом столкнулись? Как реагировали на то, что совершали привычные действия другим, необычным способом, на то, что экспериментировали с неизвестным, незнакомым?
  4. Чтобы не забывать регулярно выполнять упражнение, мы рекомендуем наклеить на дверь стикер с одним словом «Левой!» или «Правой!» в качестве напоминания.

Дополнительные упражнения:

  • Упражнение 1. Ежедневно в течение 20–30 минут пишите субдоминантной рукой, чертите линии, рисуйте геометрические фигуры.
  • Упражнение 2. Ведите дневник достижений. Ежедневно делайте записи субдоминантной рукой (например, «Я пишу левой рукой»). Через неделю вы уже заметите, как изменилось качество записей.
  • Упражнение 3. Подкидывайте и ловите субдоминантной рукой мячик. Такое упражнение хорошо тренирует мышцы руки.
  • Упражнение 4. Возьмите любой журнал или газету и выписывайте из него субдоминантной рукой интересные статьи, фразы, рекламу и т. п.
  • Упражнение 5. Делайте симметричные рисунки одновременно двумя руками (например, бабочку, дерево, дом и т. п.). Когда вы рисуете одновременно двумя руками, работают оба полушария головного мозга. Поэтому это упражнение полезно проделывать, когда вам необходимо принять важное решение.
  • Упражнение 6. Пару дней выполняйте все домашние дела только субдоминантной рукой. Затем выберите несколько дел и все время выполняйте их субдоминантной рукой.
  • Упражнение 7. Учитесь жонглированию. Оно не только развивает ловкость и выносливость, но и активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга и снимает напряжение с глаз.
  • Упражнение 8. Левую руку поднесите к правой мочке, правую — к левой. Таким образом приседать, делая вдох, поднимаясь — выдох. Это упражнение давно известно в Индии как средство для увеличения интеллектуального потенциала, обострения памяти и концентрации.
Почитать больше о технике:
Рекомендуем прочитать:
  • Шлейн Л. Мозг Леонардо: Постигая гений да Винчи. — М.: Альпина Диджитал, 2016.
  • Robert, Ornstein. The Right Mind: Making Sense of the Hemispheres. — Orlando, FL: Harcourt Brace, 1997; Шлейн Л. Мозг Леонардо: Постигая гений да Винчи. — Альпина Диджитал, 2016.
  • Почему одно из полушарий мозга оказывается ведущим // Портал «Научная Россия». Веб-публикация: https://scientificrussia.ru/.
  • Ontogenesis of Lateralization // Neuron. Volume 94, ISSUE 2, P249-263, 2017. URL: https://www.cell.com/neuron/fulltext/S0896-6273(17)30153-8?_returnURL=http%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS0896627317301538%3Fshowall%3Dtrue#relatedArticles.
  • Propper R.E., McGraw S.E., Brunyé T.T., Weiss M. (2013) Correction: Getting a Grip on Memory: Unilateral Hand Clenching Alters Episodic Recall. PLOS ONE 8(5): 10.1371. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0062474.
  • Шлейн Л. Указ. соч.
  • Амбидекстрия // Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — М.: АСТ, 2008.
  • Капаччионе Л. Сила другой руки. Раскрытие возможностей правого полушария. — М.: Генезис, 2019.
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. — СПб.: Лениздат, 1992.
  • Что такое нейробика и как она помогает включить голову. Веб-публикация: https://lifestyle.segodnya.ua/lifestyle/food_wellness/chto-takoe-neyrobika-i-kak-ona-pomogaet-vklyuchit-golovu-684837.html.
  • Кац Л. К., Рубин М. Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга. — Минск: Попурри, 2014.
  • Капаччионе Л. Указ. соч.
  • Погудина Е. Исцеление Внутреннего ребенка. Найди источник силы внутри себя. — М.: АСТ, 2022.
  • Stein, Gertrude. PICASSO. — 1938.