Техника "Кодирование времени"

Описание:

Техника «Кодирование времени» помогает проработать восприятие времени, травмы и связанные с ними решения, улучшить оценку жизни и трансформировать отношение к прошлому.

Категория техники:

Изменения через смыслы

Время:

10 минут

Зачем:

  • проработать субъективное восприятие времени в психике человека;
  • проработать травмирующие события и связанные с ними ограничивающие решения, принятые в момент сильного стресса;
  • изменить восприятие прошлого, настоящего и будущего, улучшив, таким образом, оценку жизни в целом;
  • запрограммировать желаемый образ цели на временной линии будущего;
  • излечивать депрессии (создавая линию времени в будущем);
  • прояснить спонтанно возникающие ассоциации (иррациональные чувства), связанные с ситуациями детства;
  • провести самодиагностику личностной истории, трансформировав отношение к прошлому, как к полезному опыту (а не источнику проблем);
  • подключить естественную способность организма к самоисцелению.

Как это работает:

Исследования в области НЛП показывают, что на способ кодирования времени влияет наш уникальный опыт, наша совокупность воспоминаний и культурных представлений о времени. Эта индивидуальная линия времени во многом определяет то, как наш мозг будет записывать в памяти те или иные воспоминания (произошли они пять минут или пять лет назад; случились они в действительности или это воображаемые события будущего).

Согласно модели памяти Аткинсона–Шиффрина(также известной, как многоэтажная модель памяти), наша память состоит из трех основных хранилищ:

  • сенсорная память (где обрабатывается информация от органов чувств: менее чем 0,5 секунды для визуальной информации и 2 секунд для звуковой);
  • кратковременная память (куда помещается информация о 5–7 объектах за последние 20 секунд);
  • долгосрочная память (где все наши воспоминания хранятся вплоть до смерти).

Первичная обработка сигналов происходит в сенсорном хранилище, где разрозненная информация кодируется с помощью субмодальностей (зрительных, звуковых, кинестетических и др.) в зависимости от ее признаков (важно, плохо, неприятно, восхитительно, верно, интересно и др.). Оттуда она попадает в кратковременную память, а уже после обработки в кратковременной памяти возможен переход информации в долгосрочную память.

Проблемы могут возникать в тех случаях, когда новая информация не остается в специально отведенном для этого месте, а как бы застревает по пути в долговременное хранилище. В результате воспоминания, особенно связанные с сильной эмоциональной реакцией (насилие, травма, неприятный разговор и др.), не переходят в долговременную память, а продолжают снова и снова прокручиваться в сознании, в результате чего человек многократно испытывает психологический стресс.

Другой негативный вариант связан с тревогой и переживанием за будущее (например, страх заболеть или попасть в ДТП). Такое конструирование образа неудачи в мозге приводит к негативному самопрограммированию. Запомнив негативный вариант и наполнив его живыми деталями, мозг начнет реализовывать его в реальной ситуации, тем самым подтверждая негативные ожидания (до тех пор, пока человек не проработает размытые временны´е границы будущего).

Алгоритм выполнения:

  1. Линия времени

    Выясните свой базовый способ кодирования времени: «сквозь время» (слева-направо) или «во времени» (вверх-вниз). Для удобства вы можете начертить линию времени (ее часть) мелом на полу, а также воспользоваться подручными материалами (маркером, листами бумаги), чтобы отмечать на ней важные вехи своей жизни.
  2. Период

    Определите проблемный период времени. Он может быть связан с каким-то человеком, местом (например, работой в определенной организации) и т. д.
  3. Сопротивление частей

    Проверьте, не сопротивляетесь ли вы внутренне проработке события. Для этого спросите себя: «Не возражает ли какая-нибудь из моих частей этому?» Если внутренний ответ из подсознания будет «нет», переходите к следующему этапу. Если ответ будет «да», то выясните, что нежелательное произойдет с вами, если изменится ваше отношение к неприятному событию. Возможно, вы используете травму прошлого как причину или оправдание своих неудач. В таком случае вам стоит обратиться к технике работы с частями, описанной в главе «Волшебный подарок».
  4. Диссоциация

    Мысленно пройдитесь по линии времени, диссоциированно (то есть со стороны) отмечая любые важные события своей жизни на ней.
  5. Сортировка

    Вспомните более раннее событие (эпизод), которое привело к неприятной ситуации.
  6. Ассоциация

    Прочувствуйте эту ситуацию изнутри (ассоциированно). Осознайте эмоции, которые она у вас вызывала. Если нужно, извлеките из этого опыта необходимые уроки.
  7. Диссоциация

    Произведите необходимые изменения в памяти. Еще раз пройдитесь по линии времени, только на этот раз диссоциируясь от неприятного эпизода (цепочки событий) в прошлом. Вы также можете воспользоваться техникой работы с субмодальностями, чтобы сделать картинку неприятной ситуации темнее, размытее и разместить ее дальше от себя.
  8. Новое восприятие

    Теперь еще несколько раз повторите на линии времени шаги 5 и 7. Весьма вероятно, что после нескольких повторений ранние эпизоды перестанут вызывать у вас неприятные эмоции и будут проживаться как нейтральные (либо даже вызовут улыбку). В таком случае можно переходить к следующему пункту.
  9. Настоящее

    Вернитесь в настоящий момент. Сойдите с линии времени и подумайте о чем-то «здесь и сейчас».
  10. Привязка к будущему

    Еще раз представьте проблемную ситуацию в будущем и сравните ее с тем, как вы воспринимали ее раньше. Что изменилось в результате этой техники? Придумайте еще один пример проблемной ситуации в будущем, чтобы убедиться в том, что ситуация воспринимается по-новому. Данную технику можно делать как для отдельных отрезков времени, так и для всей жизни (в этом случае она займет больше времени). Вы можете выполнять эту технику как мысленно, так и с использованием подручных материалов (бумаги, поверхности, карандашей). Если речь идет о проработке каких-то серьезных психотравм, алгоритм полезно повторять ежедневно или еженедельно до тех пор, пока восприятие ситуации полностью не изменится.

Дополнительные упражнения:

  • Техника «Создания неотразимого будущего»
Почитать больше о технике:
  • Андреас К. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
  • Аткинсон М. Материалы тренинга, проведенного в Институте групповой и семейной психотерапии 4–6 октября 1996 г. — М.: ИГИСП, 1996.
  • Аткинсон Р. Трехкомпонентная теория памяти. Веб-публикация: https://www.psychology-online.net/articles/doc-356.html. [17.01.2020].
  • Камэрон-Бендлер, Лесли. Ноу-хау. Руководство по исправлению своей жизни. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
  • Дилтс Р. НЛП-2: поколение Next. — СПб.: Питер, 2012.
  • Ковалев С. В. Нейропрограммирование успешной судьбы. — М.: Твои книги, 2017.
  • Олдер Г. NLP. Полное практическое руководство. — Киев: София, 2000.
  • Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.
  • Холл М. Структура личности. — М.: КСП+, 2003.
  • Щербатых Ю. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.
Рекомендуем прочитать:
  • Олдер, Гарри, Берил, Хэзер. NLP. Полное практическое руководство. Вводный курс. — М.: София, 2001.
  • Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.
  • Аристотель. Физика. — Наука, 2022.
  • Hall Edward T. The Silent Language. — Random House, 1988.
  • Atkinson R.C.; Shiffrin R.M. Chapter: Human memory: A proposed system and its control processes // The psychology of learning and motivation (Volume 2) / Spence K.W.; Spence J.T. — N.Y: Academic Press, 1968.
  • Чойс Р. Т., Аткинсон М. Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития. — М.: Альпина Паблишер, 2020.
  • Балыко Диана. Переговоры... обреченные на успех. Техники НЛП в действии. — М.: Эксмо, 2008.
  • Ковалев С. В. Нейропрограммирование успешной судьбы. — М.: ИП Пирогов С.А., 2021.
  • Ковалев С. В. Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. — М.: Твои книги, 2000.