Техника "Кодирование времени"

Описание:
Техника «Кодирование времени» помогает проработать восприятие времени, травмы и связанные с ними решения, улучшить оценку жизни и трансформировать отношение к прошлому.
Категория техники:
Изменения через смыслы
Время:
10 минут
Зачем:
- проработать субъективное восприятие времени в психике человека;
- проработать травмирующие события и связанные с ними ограничивающие решения, принятые в момент сильного стресса;
- изменить восприятие прошлого, настоящего и будущего, улучшив, таким образом, оценку жизни в целом;
- запрограммировать желаемый образ цели на временной линии будущего;
- излечивать депрессии (создавая линию времени в будущем);
- прояснить спонтанно возникающие ассоциации (иррациональные чувства), связанные с ситуациями детства;
- провести самодиагностику личностной истории, трансформировав отношение к прошлому, как к полезному опыту (а не источнику проблем);
- подключить естественную способность организма к самоисцелению.
Как это работает:
Исследования в области НЛП показывают, что на способ кодирования времени влияет наш уникальный опыт, наша совокупность воспоминаний и культурных представлений о времени. Эта индивидуальная линия времени во многом определяет то, как наш мозг будет записывать в памяти те или иные воспоминания (произошли они пять минут или пять лет назад; случились они в действительности или это воображаемые события будущего).
Согласно модели памяти Аткинсона–Шиффрина(также известной, как многоэтажная модель памяти), наша память состоит из трех основных хранилищ:
- сенсорная память (где обрабатывается информация от органов чувств: менее чем 0,5 секунды для визуальной информации и 2 секунд для звуковой);
- кратковременная память (куда помещается информация о 5–7 объектах за последние 20 секунд);
- долгосрочная память (где все наши воспоминания хранятся вплоть до смерти).
Первичная обработка сигналов происходит в сенсорном хранилище, где разрозненная информация кодируется с помощью субмодальностей (зрительных, звуковых, кинестетических и др.) в зависимости от ее признаков (важно, плохо, неприятно, восхитительно, верно, интересно и др.). Оттуда она попадает в кратковременную память, а уже после обработки в кратковременной памяти возможен переход информации в долгосрочную память.
Проблемы могут возникать в тех случаях, когда новая информация не остается в специально отведенном для этого месте, а как бы застревает по пути в долговременное хранилище. В результате воспоминания, особенно связанные с сильной эмоциональной реакцией (насилие, травма, неприятный разговор и др.), не переходят в долговременную память, а продолжают снова и снова прокручиваться в сознании, в результате чего человек многократно испытывает психологический стресс.
Другой негативный вариант связан с тревогой и переживанием за будущее (например, страх заболеть или попасть в ДТП). Такое конструирование образа неудачи в мозге приводит к негативному самопрограммированию. Запомнив негативный вариант и наполнив его живыми деталями, мозг начнет реализовывать его в реальной ситуации, тем самым подтверждая негативные ожидания (до тех пор, пока человек не проработает размытые временны´е границы будущего).
Алгоритм выполнения:
-
Линия времени
Выясните свой базовый способ кодирования времени: «сквозь время» (слева-направо) или «во времени» (вверх-вниз). Для удобства вы можете начертить линию времени (ее часть) мелом на полу, а также воспользоваться подручными материалами (маркером, листами бумаги), чтобы отмечать на ней важные вехи своей жизни. -
Период
Определите проблемный период времени. Он может быть связан с каким-то человеком, местом (например, работой в определенной организации) и т. д. -
Сопротивление частей
Проверьте, не сопротивляетесь ли вы внутренне проработке события. Для этого спросите себя: «Не возражает ли какая-нибудь из моих частей этому?» Если внутренний ответ из подсознания будет «нет», переходите к следующему этапу. Если ответ будет «да», то выясните, что нежелательное произойдет с вами, если изменится ваше отношение к неприятному событию. Возможно, вы используете травму прошлого как причину или оправдание своих неудач. В таком случае вам стоит обратиться к технике работы с частями, описанной в главе «Волшебный подарок». -
Диссоциация
Мысленно пройдитесь по линии времени, диссоциированно (то есть со стороны) отмечая любые важные события своей жизни на ней. -
Сортировка
Вспомните более раннее событие (эпизод), которое привело к неприятной ситуации. -
Ассоциация
Прочувствуйте эту ситуацию изнутри (ассоциированно). Осознайте эмоции, которые она у вас вызывала. Если нужно, извлеките из этого опыта необходимые уроки. -
Диссоциация
Произведите необходимые изменения в памяти. Еще раз пройдитесь по линии времени, только на этот раз диссоциируясь от неприятного эпизода (цепочки событий) в прошлом. Вы также можете воспользоваться техникой работы с субмодальностями, чтобы сделать картинку неприятной ситуации темнее, размытее и разместить ее дальше от себя. -
Новое восприятие
Теперь еще несколько раз повторите на линии времени шаги 5 и 7. Весьма вероятно, что после нескольких повторений ранние эпизоды перестанут вызывать у вас неприятные эмоции и будут проживаться как нейтральные (либо даже вызовут улыбку). В таком случае можно переходить к следующему пункту. -
Настоящее
Вернитесь в настоящий момент. Сойдите с линии времени и подумайте о чем-то «здесь и сейчас». -
Привязка к будущему
Еще раз представьте проблемную ситуацию в будущем и сравните ее с тем, как вы воспринимали ее раньше. Что изменилось в результате этой техники? Придумайте еще один пример проблемной ситуации в будущем, чтобы убедиться в том, что ситуация воспринимается по-новому. Данную технику можно делать как для отдельных отрезков времени, так и для всей жизни (в этом случае она займет больше времени). Вы можете выполнять эту технику как мысленно, так и с использованием подручных материалов (бумаги, поверхности, карандашей). Если речь идет о проработке каких-то серьезных психотравм, алгоритм полезно повторять ежедневно или еженедельно до тех пор, пока восприятие ситуации полностью не изменится.
Дополнительные упражнения:
- Техника «Создания неотразимого будущего»
- Андреас К. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
- Аткинсон М. Материалы тренинга, проведенного в Институте групповой и семейной психотерапии 4–6 октября 1996 г. — М.: ИГИСП, 1996.
- Аткинсон Р. Трехкомпонентная теория памяти. Веб-публикация: https://www.psychology-online.net/articles/doc-356.html. [17.01.2020].
- Камэрон-Бендлер, Лесли. Ноу-хау. Руководство по исправлению своей жизни. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
- Дилтс Р. НЛП-2: поколение Next. — СПб.: Питер, 2012.
- Ковалев С. В. Нейропрограммирование успешной судьбы. — М.: Твои книги, 2017.
- Олдер Г. NLP. Полное практическое руководство. — Киев: София, 2000.
- Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.
- Холл М. Структура личности. — М.: КСП+, 2003.
- Щербатых Ю. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.
- Олдер, Гарри, Берил, Хэзер. NLP. Полное практическое руководство. Вводный курс. — М.: София, 2001.
- Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.
- Аристотель. Физика. — Наука, 2022.
- Hall Edward T. The Silent Language. — Random House, 1988.
- Atkinson R.C.; Shiffrin R.M. Chapter: Human memory: A proposed system and its control processes // The psychology of learning and motivation (Volume 2) / Spence K.W.; Spence J.T. — N.Y: Academic Press, 1968.
- Чойс Р. Т., Аткинсон М. Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития. — М.: Альпина Паблишер, 2020.
- Балыко Диана. Переговоры... обреченные на успех. Техники НЛП в действии. — М.: Эксмо, 2008.
- Ковалев С. В. Нейропрограммирование успешной судьбы. — М.: ИП Пирогов С.А., 2021.
- Ковалев С. В. Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. — М.: Твои книги, 2000.