Техника "Путь героя"

Описание:
Техника «Путь героя» помогает пересмотреть прошлое, открыть новые ресурсы, сфокусироваться на проблемах, мобилизовать силы и осознать свои мечты и цели.
Категория техники:
Мотивация
Время:
30-40 минут
Зачем:
- пересмотреть свое прошлое;
- открыть в себе новые ресурсы;
- сконцентрировать внимание на факторах, мешающих при решении проблемы;
- мобилизовать силы для их преодоления;
- осуществить перезагрузку своей жизни либо осознать преимущества текущей ситуации;
- прояснить свои истинные желания, мечты, цели и ценности;
- найти новые творческие подходы для решения проблем;
- выйти из роли жертвы и стать победителем в своей жизни;
- найти свое предназначение и стать более творческой и свободной личностью.
Как это работает:
Психотехнику «Путь героя» можно использовать как для анализа всей жизни в целом, так и отдельных важных циклов перехода, из которых она состоит. Кризис среднего возраста, кризисы 42–45 и 55 лет, начало нового проекта, брак, рождение ребенка, поиск призвания — на каждом из этих этапов начинается очередное путешествие героя со своим зовом, испытаниями и возвращением.
Перед началом пути очень важно определить, на каком отрезке вы уже находитесь в данный момент. Так, если у вас актуализирован архетип героя, то вы можете справиться с теми событиями в жизни, где нужно быть героем. Если же для вас на данном этапе более характерен архетип жертвы, то есть вы слабы и не приспособлены к жизни в новом мире, вам сначала нужно
Алгоритм выполнения:
Чтобы выполнить эту психотехнику, вам понадобится лист бумаги формата А4, на котором вы будете отмечать этапы пути. При работе можно также использовать ассоциативные карты.
1. Определите проблему в прошлом или настоящем либо же цель в будущем, с которой вы бы хотели поработать. Цель странствия должна быть связана с вашими жизненными ценностями и убеждениями.
2. Схематически нарисуйте карту мира. Проведите на ней воображаемую ось времени (горизонта). Все, что находится выше, относится к настоящему. Внизу — тот путь трансформации (или часть его), который вам предстоит пройти.
3. Начните путь героя, следуя нижеприведенным инструкциям. Двигайтесь шаг за шагом, записывая на каждом этапе 3–5 конкретных действий, которые могут помочь в дальнейшем путешествии (достижении цели).
Для удобства мы будем рассматривать все 12 шагов пути. Однако вы можете начать движение с той точки пути, где вы в данный момент находитесь, анализируя прошлое и прокладывая путь в будущее.
-
«Реальность»
Отметьте на карте точку «Настоящее», когда вы почувствовали себя в тупике и ощутили внутреннее желание перемен. Опишите кризисную ситуацию. Проникнитесь этим переживанием. Например, вы хотите сменить работу, реализовав свое призвание помогать людям. Происходят ли у вас уже какие-то изменения в рамках движения к цели? -
«Зов»
Проанализируйте, какие знаки (люди, книги, фильмы, цитаты и др.) указывали вам на то, что пора отправиться в путь. А если вы не приняли зов, то какие сложные ситуации, проблемы (на работе и в отношениях) появились в вашей жизни, намекая на то, что пора двигаться дальше. -
«Намерение»
Сфокусируйтесь на том, чтобы перевести намерение в конкретные действия. Запишите 3–5 шагов, которые вы бы могли предпринять уже сейчас, чтобы приблизиться к цели. Например, получить новое образование, пройти тесты на профориентацию, изучить вакансии, разослать резюме и т. д. Подтверждением того, что вы встали на правильный путь, отвечающий вашему внутреннему зову, будут служить различные знаки, подсказки, помощь со стороны третьих лиц. Подсказки могут быть как реальными, так и воображаемыми, связанными с вашими внутренними ощущениями. Вспомните, какие знаки указали вам на правильность пути (цели). -
«Порог»
Это момент начала вашей трансформации (порог между зоной комфорта и новым, неизведанным миром). Например, нужно уволиться с прежней работы и устроиться на новую. Прочувствуйте этот символический «порог», который вам предстоит пересечь. На этом этапе у вас могут возникнуть сомнения («А стоит ли?», «А может, лучше подождать?»), появится сопротивление переменам. Подумайте, как перейти этот порог от сомнений и внутренней борьбы к осуществлению цели. Если вы сделаете шаг через порог, то окажетесь в новой реальности, где вас ждут союзники, которые помогут двигаться вперед и быть успешным в новом мире. Если нет (вы отвергли зов), то вы обречете себя на внутренний конфликт, потерю энергии и прозябание в привычном мире скуки и страхов. То, как вы пройдете этот этап, определит в конечном счете успех или неудачу на вашем пути. -
«Учитель»
В вашей жизни появится учитель (гуру, наставник), который даст вам необходимые знания для дальнейшего пути. Подумайте, какие покровители и наставники — люди из вашей жизни, исторические личности, архетипические сущности — помогут вам вспомнить о ваших ресурсах, получить доступ к ним и использовать их? Кто те люди, которые раньше вас прошли по этому пути? Сосредоточьтесь на вопросах и наблюдайте за тем, какие ответы придут вам на ум. -
«Работа со страхами»
Несмотря на поддержку союзников, героя на этом этапе раздирают внутренние противоречия, страхи, которые мешают, сдерживают и уводят с пути. Кэмпбелл называл эти внутренне противоречивые чувства демонами. Например, «я не такой способный», «я недостаточно хорош», «зря я это затеял», «вдруг будет хуже» и др. Запишите, с какими демонами вы встретились на этом этапе? В каких ситуациях и переживаниях вы воспринимаете себя больше жертвой, чем героем? Когда вы думаете о предстоящих шагах пути, что больше всего выбивает вас из колеи? Подумайте также, как вы могли бы их преодолеть? Что именно нужно сделать? Какие принять риски? В чем именно вам понадобится мужество? Эти вопросы очень важны, так как позволят вам выявить внутренние конфликты, страхи и подготовиться к борьбе с ними на следующем этапе. -
«Дно»
Здесь герой сталкивается с самым большим препятствием этого этапа жизни (отношений). Но пути назад уже нет. В сказках и мифах это момент символической смерти героя, испытаний на грани жизни и смерти. Но если герой справляется с этой точкой, проходит ее, то он получает новые силы и обновление. Проанализируйте момент, когда вы достигли дна в той или иной сфере жизни (в отношениях, семье, работе). Обращайте внимание на те способы борьбы с трудностями, которые вы чаще всего используете. Попытайтесь также определить те способы, которые вы не использовали (например, не ходили на тренинги), хотя могли бы использовать. Попытайтесь составить список действий, которые можно предпринять, чтобы увеличить шансы на успех в этой точке. Например, вы осваиваете новые навыки, читаете специальную литературу, вступаете в профессиональные сообщества и т. д. -
«Сила»
Поборов страхи и сомнения, герой открывает в себе новые возможности, знания и принципы жизни. К этому моменту у вас уже должно появиться обновленное понимание себя, окружения, мира, данного этапа жизни. Появляются дополнительные знаки правильности пути. Например, вы изменили отношение к своей профессии (и уже не хотите ее менять) либо привыкаете к новому месту работы. -
«Испытание»
Это последнее испытание героя, в котором он должен подтвердить свою готовность к новой роли. Задача этого этапа — научиться применять новые знания на практике, сделать новую идентичность частью себя. В сказках этот этап охватывает не сколько подвигов, которые должен совершить герой, прежде чем добыть сокровище (встретиться с Принцессой). Например, это проверка знаний на новой работе, умения выстраивать отношения в новом коллективе. -
«Мастерство»
Это апофеоз героя, который преодолел все трудности и наслаждается мигом победы. Возращение домой еще только предстоит. Согласно легенде, Будда в этот момент постиг мудрость мира и обрел просветление. Герой приобретает контроль над своими страхами. -
«Возвращение в новой роли»
Герой получает то, ради чего затевалось путешествие. Он возвращается в свою семью, компанию, круг друзей с новыми силами и новой идентичностью. -
«История пути»
Герой анализирует свой путь и делится историей с остальными (пишет мемуары, статьи). Главное искушение здесь — не зазнаться, не отказать людям в помощи, не впасть в рутину повседневности. Мысленно воспроизведите весь путь из 12 шагов. Какие изменения произошли в конце пути? Что нового вы узнали? Вы должны освоиться в новой реальности. Например, новая работа и профессия станут обычными и привычными для вас. На этом старый цикл завершен, но впереди могут быть следующие циклы. И если вы не услышите новый зов, то ситуация снова начнет напоминать вам тупик.
Данную технику можно выполнять как самостоятельно, так и вместе с психологом. Он поможет определить, что удерживает вас от начала пути, какие этапы вы не принимаете и что мешает пройти путь целиком.
- Вачков И. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом. — М.: Генезис, 2011.
- Дикманн, Ханс. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. — М.: Академический проект, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. д. Игры в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006.
- Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — СПб.: Питер, 2018.
- Путешествие героя. Веб-публикация: http://happinessinaction.ru/kb/articles/hero [25.11.2020].
- Ревзина Е. Юнгианская сказкотерапия. Веб-публикация: https://www.timeformyself.org/ [23.11.2020].
- Сказкотерапия. Веб-публикация: https://www.psychologos.ru/articles/view/skazkoterapiya [25.11.2020].
- Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005.
- Дикманн Х. Методы аналитической психологии. — М.: Городец, 2017.
- Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — СПб.: Питер, 2018.
- Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев: Порт-Рояль, 1997.
- Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015
- Pearson, Carol. Awakening the Heroes Within. — HarperOne, 1991.
- Вачков И. Введение в сказкотерапию, или «Избушка, избушка, повернись ко мне передом…». — М.: Генезис, 2011.
- Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. — М.: АСТ, 2019.
- Дикманн Х. Методы аналитической психологии. — М.: Городец, 2017.
- Дикманн Х. Сказание и иносказание. Юнгианский анализ волшебных сказок. — М.: ИОИ, 2021.